Среда — третий педагог
СРЕДА – ТРЕТИЙ ПЕДАГОГ
КГКП «Детский сад №12» отдела образования города Рудного, организация комбинированного типа, в детском саду 2 специальные группы с нарушениями речи и зрения, в общеобразовательных группах решаются задачи инклюзивного обучения, что предполагает создание специальных условий в организации предметно-развивающей среды, для эффективной реализации стандарта воспитания и обучения дошкольников в соответствии с образовательными потребностями каждого воспитанника. Предметно-пространственная среда, как часть образовательного пространства, становится третьим педагогом для ребенка после семьи и воспитателя, причем открытое взаимодействие детей со средой значительно возрастает. Выстраивается идеология новых образовательных отношений – поддержка развития дошкольников через среду, которая предоставляет им свободу выбора, стимулирует их игровую, двигательную, творческую, интеллектуальную активность и позволяет самим детям чувствовать себя субъектами образовательных отношений.
Созданная в детском саду среда поддерживает включенность и самоконтроль ребенка, одновременно предоставляя ему зону ближайшего развития. Созданные условия способствуют успешному освоению Типовой учебной программы, отвечают требованиям государственного стандарта дошкольного воспитания и обучения к созданию предметно-пространственной развивающей среды.
Предметно-развивающая среда специальных групп решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с особыми образовательными потребностями. Содержание предметно-развивающей среды строится с опорой на общие дефектологические принципы, а также на дифференцированный подход, в соответствии с особенностями возрастного этапа, с требованиями охраны и укрепления их здоровья, с учетом особенностей и коррекции нарушений. Коррекционно-развивающая среда побуждает детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка. Среда детского сада, как третий педагог способствует организации образовательной деятельности, созданию благополучного эмоционально-психологического климата в группе, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность всех воспитанников, во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.